Глухова Л.В., Ялышева В.В.
КНИГА И ЧТЕНИЕ В ЖИЗНИ ЮНЫХ

       Читательские интересы, круг чтения молодежи всегда волновали общество. Воздействуя на сознание молодого читателя, его ум и эмоции, книга оказывает активное влияние на становление его личности, помогает в выборе жизненных ориентиров и приоритетов. Сейчас молодежь, как и раньше, является выразителем общественного настроения. Ведь именно от молодежи зависит дальнейшее развитие общества, политическое, экономическое и культурное будущее страны.
        С 1995 г. Российская национальная библиотека (РНБ) ведет изучение чтения современной провинции в рамках исследовательской программы «Чтение в библиотеках России». Как и многие другие, наше исследование подтверждает, что юношество сегодня – это самая активная читательская категория. Число молодых читателей составляет 50 и более процентов всех читателей публичных библиотек.
Анализ репертуара чтения за последние пять лет показывает, что чтение молодежи в библиотеках носит в основном прагматический характер. Прагматическое, «деловое» чтение в конце 1980-х гг. впервые в России вышло на первое место в структуре молодежного чтения и сегодня занимает уже 60 % всего репертуара, личностные интересы не превышают 40 %. Увеличение доли прагматического чтения вызвано и возрастанием у молодежи престижа образования. Сегодня многие молодые люди считают, что для того, чтобы преуспеть в жизни, необходимо хорошее образование. В реальном чтении и запросах на художественную литературу также преобладает нормативный подход, то есть программное чтение. Перестройка системы образования, появление новых типов учебных заведений, чаще всего не имеющих своих библиотечных фондов привели к увеличению числа молодых читателей в библиотеках. Далеко не все рекомендуемое учителем можно найти в домашней библиотеке, даже хорошо укомплектованной.
        Интересы юношей и девушек охватывают широкий круг проблем. Им необходима литература по философии, истории, педагогике, психологии, экономике, праву, литературоведению. Несколько лет назад запросы учащейся молодежи в подавляющем большинстве были конкретными, на что определенное влияние оказывала традиционность учебных программ, требующих изучения из года в год одних и тех же произведений. Теперь ситуация изменилась. Сейчас молодые читатели приходят в библиотеку с различными тематическими запросами. Нередко педагоги, не достаточно хорошо ориентирующиеся в литературе, дополняющей тему урока, рекомендуют то, что не только отсутствует в библиотеке, но и вообще еще не написано, не дают конкретных рекомендаций. Библиотекарю приходится самому решать, что предложить молодому человеку и, к сожалению, бедность фонда, отсутствие новых поступлений, сокращение подписки на газеты и журналы приводит к результатам, которые, по-видимому, не удовлетворяют педагога. 
        На втором месте после прагматических мотивов, приводящих молодежь в библиотеку, находится  чтение для развлечения и отдыха. И здесь четко просматриваются различия в чтении юношей и девушек. У девушек в чтении преобладает «дамский роман», у юношей традиционно лидирует спрос на фантастику, приключения, детективы, мистику. Если подобные запросы еще несколько лет назад не всегда удовлетворялись в библиотеке, так как экземплярность этих изданий  была невелика, то сегодня отказов практически нет.
Реальная потребность в библиотечном чтении у молодежи достаточно велика и в последние годы имеет тенденцию к росту. Молодежь, особенно учащаяся, нуждается в библиотеке.
Таким образом, роль библиотеки, особенно в небольшом, провинциальном городе, где она нередко является единственным бесплатным местом получения необходимой литературы и информации, поистине уникальна.
Hosted by uCoz